- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование проблем управления товарными запасами в ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000247 |
Тема: | Исследование проблем управления товарными запасами в ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Экономическая сущность, классификация и оценка товарных запасов 1.2 Особенности управления товарными запасами в розничной торговле 1.3 Методы анализа и нормирования товарных запасов в торговле 1.4 Отечественный и зарубежный опыт управления товарными запасами на предприятиях торговли 2 КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО ПТФ «ПИРОТЕХНИКА СИБИРИ» 2.1 Общая характеристика ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» 2.2 Анализ хозяйственной деятельности ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» 2.3 Анализ системы управления ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ В ООО ПТФ «ПИРОТЕХНИКА СИБИРИ» 3.1 Анализ товарооборачиваемости и факторов, влияющих на эффективность использования товарных запасов 3.2 Определение товарных групп для управления закупками методом АВС-анализа. 3.3 Анализ проблем управления снабжением в ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» 4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ В ООО ПТФ «ПИРОТЕХНИКА СИБИРИ» ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А Таблица А.1 – Приложение Б Таблица Б.1 – Приложение В Таблица В.1 – Приложение Г Таблица Г.1 – Приложение Д - Анкета ВВЕДЕНИЕ Торговля является одной из важнейших отраслей потребительского назначения страны. Функции торговли весьма многогранны, обширны и дифференцированы. Торговля призвана решать исключительно важные задачи, информационные содержательные и методологические особенности которых проявляются на фоне общего механизма расширенного воспроизводства. Это механизм включает стадии производства материальных благ, распределения, обмена и их потребления. Все три стадии взаимосвязаны и взаимообусловлены и образуют сложную динамическую систему, находящуюся в состоянии непрерывных количественных изменений, многообразных структурных и функциональных преобразований. Торговая деятельность – вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания. Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм в такие жесткие экономические условия, при которых лишь проведение сбалансированной хозяйственной политики способно укрепить финансовое состояние, платежеспособность и финансовую устойчивость организации. Об эффективном управлении предприятием торговли свидетельствуют состав и структура товарных запасов. Одно из приоритетных направлений управления торговым предприятием является анализ товарных запасов и товарооборачиваемости организации и выявление возможностей приумножения капитала, способности обеспечивать неуклонный рост прибыли и расплачиваться своевременно по своим обязательствам. Оценка товарных запасов и товарооборачиваемости на предприятиях торговли является частью управления торговым предприятием и характеризуется совокупностью показателей бухгалтерской отчетности по состоянию на определенную дату (начало и конец квартала, девяти месяцев и года) как остатки по конкретным счетам или комплексу счетов бухгалтерского учета. Цель управления составом, динамикой и структурой товарных запасов и товарооборачиваемостью организации состоит в оценке тенденций изменения структуры и разработке организационно-экономических механизмов повышения качества их использования. В рамках управления предусматривается решение ряда частных задач, таких, как оценка качества, вскрытие неиспользованных возможностей и резервов производства, выявление причин отклонений от нормативов, установление влияния отдельных видов деятельности на общие результаты хозяйствования, прогнозирование ожидаемых результатов деятельности и подготовка данных для принятия управленческого решения и т. п. Поскольку финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств, то в рыночной экономике оно отражает конечные результаты деятельности предприятия. Следовательно, финансовый анализ является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и экономических взаимоотношений его с партнерами, с финансово-кредитной системой, с налоговыми органами и другими партнерами и предполагает учет таких показателей, как финансовая устойчивость, деловая активность, прибыльность и рентабельность. В условиях рыночной экономики становится актуальным совершенствование организации управления товарными запасами на предприятиях торговли. Хозяйственная и финансовая деятельность предприятия и его подразделений характеризуется определенной системой взаимосвязанных показателей. Поэтому изменение отдельных показателей изменяет и конечные технико-экономические и финансовые показатели деятельности предприятия. Таким образом, исследование определенных сторон деятельности предприятия базируется на анализе системы показателей в их динамике. При этом анализ является инструментом не только планирования и управления, но и диагностики и контроля деятельности предприятия. Объектом в данной дипломной работе является управление товарными запасами в ООО ПТФ «Пиротехника Сибири». Предметом являются проблемы управления товарными запасами. Целью данной дипломной работы является анализ управления товарными запасами и разработка путей совершенствования. Исходя из поставленной цели, задачами данной работы будут являться: - изучение теоретических аспектов управления товарными запасами; - рассмотрение методов анализа и нормирования товарных запасов в торговле; - рассмотреть особенности управления товарными запасами за рубежом; - анализ организационно-экономической деятельности ООО «Пиротехника Сибири»; -анализ финансово-экономической деятельности ООО «Пиротехника Сибири».; - выявить проблемы управления товарными запасами в ООО «Пиротехника Сибири»; - внести рекомендации по совершенствованию управления товарными запасами в торговой организации ООО «Пиротехника Сибири. Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по исследованию теоретических и методических аспектов использования инновационных проектов. В ходе исследования автором был использован широкий круг источников по рассматриваемым вопросам (публикации в периодических изданиях, материалы конференций и презентаций). Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность предприятий розничной торговли, разработки отечественных авторов в области теории и практики управления товарными запасами. В работе использованы учебно-методическая литература, нормативные материалы, бухгалтерская, финансовая отчетность и статистические данные торговой организации. В соответствии с характером темы и объектами изучения в работе применены методы: экономико-статистический, расчетно-аналитический и другие методы исследования. Практическая значимость работы обусловлена выработкой рекомендаций по эффективному управлению товарными запасами. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ 1.1 Экономическая сущность, классификация и оценка товарных запасов В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли. В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства, а именно Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (далее ПБУ 5/01), товары признаются частью материально-производственных запасов. [19] Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности – это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности. Товарные запасы – масса товаров, поступившая на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей перепродажи конечному потребителю для личного или коллективного использования. Товарные запасы при формировании, хранении и реализации должны соответствовать стандартам качества и быть пригодными для употребления. [24, с.107] Товарные запасы образуются на всех стадиях движения товаров: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена факторами: - время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы; - сезонные колебания в производстве и потреблении товаров; - несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки; - особенности территориального размещения производства; - условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием; - звенность товародвижения, возможности для хранения товара и др. На современном этапе разные авторы предлагают различную классификацию товарных запасов, рассмотрим две из них. Первая классификация товарных запасов, предлагаемая А.Н. Соломатиным в учебнике «Экономика и организация деятельности торгового предприятия» предполагает деление товарных запасов по четырем признакам: - по назначению, - по срокам, - по величине, - по показателям. Другая классификация товарных запасов представлена автором Ф.З. Бобылевой в учебнике «Финансовые управленческие технологии». Данная классификация предполагает деление товарных запасов по семи признакам, то есть данную классификацию можно считать более подробной (детальной). [5, с.221] Товары классифицируются по следующим различным признакам: 1. по целям использования: потребительские товары (это товары, непосредственно предназначенные для конечного потребления, удовлетворения личных потребностей человека) и производственные товары (товары, используемые в производственном цикле при создании новых товаров); 2. по времени использования / потребления: товары краткосрочного пользования (используемые один или несколько раз) и товары длительного пользования (используемые многократно); 3. по характеру потребления: товары повседневного спроса, товары тщательного выбора, престижные товары; 4. по характеру использования в зависимости от степени их участия в процессе производства: сырье, материалы, тара и упаковка; комплектующие детали, инструмент, инвентарь; техника и оборудование, прочие товарно-материальные запасы; 5. по функциональной принадлежности: товары – продукты питания; промышленные товары; 6. по видам запасов: текущие запасы (товары на стадии реализации), подготовительные запасы (товары на стадии предпродажной подготовки), гарантийные (страховые) запасы (необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации на случай срыва запланированных сроков текущих поставок товаров, изменения интенсивности потребления при непредвиденном возросшем спросе), сезонные запасы (необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации в период сезонного колебания покупательского спроса), переходящие запасы; 7. по видам движения товаров в учете: товары в пути, товары на складе; товары на стадии предпродажной подготовки; зарезервированные товары, товары в магазинах в процессе реализации, товары на консигнации; реализованные товары на ответственном хранении. [5, с.223] Классификация товарных запасов, представленная Ф.З. Бобылевой является более детальной по сравнению с классификацией товарных запасов А.Н. Соломатина. Целью управления товарными запасами является снижение затрат на продвижение товарных запасов через организацию, при обеспечении высокого уровня качества торговли и одновременно максимизировать возвраты на инвестиции в товарные запасы. Управление запасами представляет собой проблему, общую для предприятий и фирм любого сектора системы хозяйствования. Запасы требуется создавать в промышленности, торговле, на предприятиях, фирмах и т.д. [16, с.213] Система управления товарными запасами торговой организации включает ряд показателей, на основе которых рассчитываются такие ключевые параметры системы, как объем заказываемой партии и количество поставляемых партий товара, промежуток времени между поставками, затраты на хранение, стоимость организации заказа или стоимость пополнения (этот показатель включает в себя издержки продавца, связанные с приемкой, оприходованием) товаров на склад. [15, с.198] Эффективность управления товарными запасами оценивается следующими показателями: 1. удельный вес товарных запасов в их общей величине на начало и конец отчетного периода; 2. абсолютный прирост товарных запасов на конец отчетного периода (в денежных единицах измерения и в натуральных единицах измерения по каждому виду товара); 3. темп прироста товарных запасов на конец отчетного периода (в процентах), сравнивается с темпом прироста выручки от торговой деятельности; 4. оборачиваемость товарных запасов, характеризующая длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств из денежной формы в запасы и до их реализации. При ускорении оборачиваемости товарных запасов высвобождаются материальные ресурсы и источники их финансирования; 5. показатель экономии оборотных средств в результате снижения расходов на материальные ресурсы и товарные запасы на единицу реализованного товара без ущерба для качества, надежности, эксплуатационных свойств. [18, с.95] Оценка скорости оборачиваемости запасов в торговой деятельности является одним из основополагающих элементов экономического анализа, так как товарные запасы относятся к медленно реализуемым активам, а в оборотных средствах торговой организации они имеют значительный удельный вес. Оценка влияния на приращение объема продаж экстенсивности и интенсивности использования запасов и оборотных средств позволят вычленить более рациональные и прогрессивные пути повышения эффективности результатов торговой деятельности. Кроме перечисленных показателей эффективности управления товарных запасов в целях принятия управленческих решений актуальным представляется оценка таких показателей, как товарная структура в товарообороте, рентабельность используемой торговой площади по видам товаров, объем продаж в расчете на единицу торгового персонала или смену (производительность труда), товарная структура поставленных на заказ товаров и прочее. [14, с.315] В результате высокой оборачиваемости товарных запасов в торговле экономический анализ рекомендуется осуществлять за минимальный период времени. Отчетным периодом при этом могут быть часы, день, технологическая смена персонала, будние дни, выходные и праздничные дни, неделя, декада, месяц. Оценка товарных запасов и анализ покупательского спроса на отдельные виды товаров позволяет спрогнозировать потребность в товарах различного ассортиментного ряда как в целях развития конкретной торговой организации и повышения ее конкурентоспособности, так и в целях макроэкономического анализа развития экономики по таким показателям как товарная структура в розничной торговле, товарные запасы, коэффициент оборачиваемости товарных запасов и другим показателям. [11, с.153] 1.2 Особенности управления товарными запасами в розничной торговле Под управлением товарными запасами понимается система мероприятий, направленных на установление и поддержание оптимального объема и структуры запасов для бесперебойного снабжения розничной торговой сети товарами в необходимом количестве и ассортименте. [1, с.316] Основной задачей управления товарными запасами является системное, комплексное изучение с целью объективной оценки достигнутых результатов и установления реальных путей дальнейшего повышения эффективности и качества коммерческой деятельности. Объем товарных запасов и товарооборачиваемость являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем товарных запасов. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции возможный объем товарооборачиваемости является основой разработки производственной программы. Предприятие должно закупать только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Другая задача управления товарными запасами — не допустить перебоев в товароснабжении и избежать затоваривания. При этом необходимо ускорять оборачиваемость товарных запасов, сокращать издержки на их формирование и хранение. Управление товарными запасами на оптовых складах предусматривает: - нормирование товарных запасов; - оперативный учет запасов и контроль за их состоянием; - регулирование товарных запасов. Нормирование товарных запасов осуществляется различными методами. Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов — важный элемент коммерческой работы с товарами на торговых складах.[10, с.105] На торговых складах оборачиваются десятки и сотни тысяч наименований товаров. Поэтому наладить систематический учет и контроль за каждой ассортиментной позицией дело сложное, особенно если это делается ручными или маломеханизированными способами. Большая номенклатура товаров на оптовых складах и вследствие этого огромные информационные потоки настоятельно требуют широкого использования компьютерной техники и технологии. Для этой цели необходимо создавать АСУ (автоматизированную систему управления) товарными запасами, использование компьютерной технологии позволяет ежедневно обеспечить коммерческих работников достоверной информацией об отклонениях запасов от нормативов по товарным группам, подгруппам, видам и разновидностям товаров. На основе полученной информации о состоянии товарных запасов (отклонениях от нормативов) проводится их оптимизация и регулирование, т.е. принимаются и реализуются коммерческие решения по их нормализации. Отметим, что отклонение товарных запасов от установленных нормативов в коммерческой работе нежелательно. Заниженные товарные запасы могут привести к дефициту товаров, перебоям в товароснабжении розничной торговой сети. Сверхнормативные товарные запасы приводят к замедлению товарооборачиваемости, увеличению товарных потерь, ведут к перегрузу складских площадей, ухудшению финансовых показателей. Поэтому нормализация товарных запасов является первостепенной задачей коммерческих работников. Например, при снижении уровня товарных запасов коммерческий аппарат должен принять меры по дополнительной товарной закупке данных товаров, усилению контроля за выполнением поставщиками своих договорных обязательств и т. п. При возникновении сверхнормативных товарных запасов — осуществить меры по их уменьшению (ликвидации). [9, с.234] К этим мерам, в частности, можно отнести: - сокращение завоза от поставщиков данных товаров; - активизацию их продажи (путем организации выставок-продаж, ярмарок, базаров и т. д.); - проведение широких рекламных мероприятий; - маневрирование товарными запасами внутри оптовой фирмы (перемещение их от одних предприятий к другим), перемещение товарных запасов на региональном уровне через дилеров; - усиление воздействия на предприятия промышленности — с целью улучшения качества товаров, обновления их ассортимента и др.; - проведение работы по снижению цен, доступных для большинства населения; - промышленную переработку некоторых продовольственных и непродовольственных изделий, пользующихся слабым спросом населения и т. д. Темпы роста объема производства и реализации продукции (товарных запасов), повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи: - оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; - определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; - выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции; - разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов. Объекты анализа: - объем товарных запасов и товарооборачиваемость в целом и по ассортименту; - качество и конкурентоспособность товарных запасов; - структура снабжения и реализации товарных запасов; - ритмичность снабжения и реализации товарных запасов. [21, с.42] Источниками информации при управлении товарными запасами служат данные инвентаризации, отчеты материально-ответственных лиц, а так же формы бухгалтерской отчетности (Форма №1 «Бухгалтерский баланс» и Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»), статистическая отчетность, бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики и др. [7, с.66] Подводя итог, следует выделить особенности эффективного управления товарными запасами: 1. объективная оценка достигнутых результатов и установления реальных путей дальнейшего повышения эффективности и качества коммерческой деятельности. 2. бесперебойность в товароснабжении и избежание затоваривания 3. нормализация товарных запасов является первостепенной задачей коммерческих работников 4. непосредственное влияние на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия 1.3 Методы анализа и нормирования товарных запасов в торговле В настоящее время в международной практике для оценки развития экономики макроэкономическом аспекте используются такие нестандартные для статистики показатели как заказы на товары длительного пользования и заказы на производственные товары. Заказы промышленности (Factory Orders) — это индикатор, который показывает потребность промышленности в товарах длительного и недлительного пользования. Увеличение значения этого индикатора характеризует активность производства и его возможный рост, тогда как уменьшение свидетельствует о сворачивании производства. Заказы на товары длительного пользования (Durable Goods Order) — это индикатор, который показывает потребность в товарах со сроком использования более 3 лет. Обычно такие товары имеют большую цену (например, автомобили), поэтому отражают не только ожидания потребителей, но также и способность последних тратить такие большие суммы. Увеличение этого показателя положительно характеризует состояние экономики и производства. Поэтому рост данного показателя помогает валюте усиливаться, а падение — ослабляет ее. Этот индикатор публикуется ежемесячно и достаточно важен для рынка. Как видно, даже аналитическая информация в управлении товарными запасами используется в оценке макроэкономических показателей. В мировой практике к настоящему времени выработаны стандартные подходы к решению проблемы планирования запасов, которые условно можно разделить на две группы: «от склада» и «от продаж». Однако для принятия решения об их внедрении важно оценить, насколько они применимы в конкретных условиях, учитывающих российскую специфику. [22, с.301] Подход «от склада». В большинстве западных ERP-систем управление запасами реализуется с помощью какой-либо из технологий SIC (Statistical Inventory Control), которые используют статистические методы для моделирования спроса и времени пополнения товарных запасов. Такой подход основан на расчете нормативных характеристик запасов по каждому виду товарного ассортимента исходя из наблюдений за их фактической оборачиваемостью на протяжении достаточно представительного периода. [13, с.132] Основными расчетными величинами являются: 1. страховой запас по каждой позиции – постоянная, неприкосновенная в нормальных условиях часть запасов, предназначенная для непрерывного снабжения потребителей даже в случае непредвиденных обстоятельств. 2. точка заказа определяет нижнюю границу запаса, при достижении которой необходимо организовать очередной заказ на пополнение запаса по данной товарной позиции. На основании статистических данных применяют АВС-анализ, ставя цель сокращения величины запасов, сокращения количества перемещений на складе, сокращения хищения материальных ценностей и т.д. АВС-анализ активно используется за рубежом, а в последнее время данный метод анализа товарных запасов достаточно часто используется и в России. Подход «от продаж». Более точные прогнозы объема сбыта, которые обобщают различные договоренности с клиентами и наблюдения за их поведением, позволяют компании существенно улучшить качество управления запасами за счет дополнения «статистических» («толкающих») моделей планирования заказов так называемыми, «вытягивающими». Например, типа модели DRP (Distribution Requirements Planning), применяемой в системе BAAN - модели пополнения запасов на основе обработки совокупности заявок дистрибьюторов. С другой стороны, подобные «тянущие» модели в чистом виде возможны только для компаний, работающих «на заказ» по всем ассортиментным позициям. Поэтому, практически для каждой компании, исходя из особенностей ее торгово-закупочной деятельности, целесообразно строить индивидуальную систему планирования и управления запасами, совмещающую оба подхода. Причем в число эффективных приемов, позволяющих решить важную, но частную задачу управления запасами, могут включаться и такие универсальные техники управления ресурсами, как бюджетирование. Применение бюджетирования как эффективного средства оперативного планирования объемов реализации, закупок и запасов существенно повышает точность предсказания, поскольку каждый менеджер занимается этим в той сфере, где он наиболее компетентен. Рассмотрим методы планирования товарных запасов: 1. Опытно-статистический (изучение сложившейся товарооборачиваемости в днях по отдельным группам товаров за прошедший период и определение плановой товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость на плановый период устанавливается с учетом влияния факторов, воздействующих на величину товарооборота). Наиболее популярным статистическим методом планирования товарных запасов является АВС-анализ, его применяют, когда стоит цель сокращения величины запасов, сокращения количества перемещений на складе, сокращения хищения материальных ценностей и т.д. Алгоритм проведения АВС/XYZ –анализа: - Провести АВС-анализ. - Провести XYZ-анализ. - Совместить полученные результаты. - Построить совмещенную матрицу. 2. Метод экспертных оценок. Как и предыдущий, основан на субъективной оценке текущего момента, но оценку дает не один экономист, а несколько. 3. Усредненный метод с использованием разработанных стандартных норм и нормативов (величина запасов дифференцируется в зависимости от месторасположения предприятия, товарной группы, месячного товарооборота); 4. Экономико-математический (учитывает необходимость минимизации затрат на транспортировку и хранение и устанавливают величину товарного запаса в зависимости от соотношения затрат на транспортировку и хранение товаров на предприятии). Наиболее популярными из них, по определению наиболее экономичного размера товарных запасов, являются метод экстраполяции и расчет по формуле Уилсона. 5. Технико-экономических расчетов (норма товарного запаса рассчитывается по определенной методике по отдельным составляющим ее элементам с учетом условий формирования и использования этих элементов): объем товарных запасов разбивается на отдельные элементы: страховой запас, запас обеспечивающий время предпродажной подготовки товара, рекламный запас, рабочий запас.[23, с.266] Методы управления запасами и их применения на практике показывает, что существует множество разновидностей методов управления товарными запасами. Однако для выбора наиболее подходящего метода управления запасами для конкретного предприятия, применения этих методов на практике очень важно понимать различия между ними, их преимущества и недостатки, последствия их использования. Классификация различий двух основных методов управления запасами приведена в таблице 1. [20, с.307] Первый метод обычно применяется: а) для наиболее дорогостоящих и дефицитных видов сырья и материалов; б) при равномерном расходе сырья и материалов; в) при наличии ограничений поставщика на минимальный размер партии; г) при существовании ограничений, обусловленных грузоподъемностью транспортных средств; д) при существовании скидок на большие размеры партии. Второй метод чаще применяется, если: а) издержки хранения запасов незначительны; б) поставка может происходить только в установленные сроки; в) необходимо быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, не считаясь с величиной запасов. [20, с.308] Таблица 1 – Регулируемые параметры методов управления запасами Методы управления запасами Регулируемые параметры Характеристики параметров 1. Метод с фиксированным размером заказа 1. Момент заказа Наступает через равные промежутки времени 2. Размер заказа Определяется на основе минимизации издержек хранения и выполнения заказа Продолжение таблицы 1 Методы управления запасами Регулируемые параметры Характеристики параметров 2. Метод с фиксированной периодичностью заказа 1. Максимальный уровень запаса 2. Момент заказа Оба параметра постоянные; варьируется лишь размер партии Оптимальный размер товарных запасов может быть охарактеризован группой показателей, которые демонстрирует отклонение от оптимального уровня. Применение расчет оптимального размера товарных запасов позволит не только рассчитать норматив с целью эффективного управления товарными запасами торгового предприятия, но и дать оценку отклонения в удобном для руководителя виде (в стоимостных единицах, в днях или в процентах). 1.4 Отечественный и зарубежный опыт управления товарными запасами на предприятиях торговли В современных условиях снижение уровня внутрипроизводственных запасов непосредственно способствует повышению производительности. Недаром столько усилий тратят японские фирмы, чтобы сократить у себя внутрипроизводственные запасы. Число таких компаний быстро растет и в США. [17, с.42] Но помимо увеличения производительности снижение внутрипроизводственных запасов сопряжено с другими выгодами для предприятия. Уменьшение «незавершенки» предполагает ориентацию на самых быстрых и надежных поставщиков и субподрядчиков, на покупку только первоклассных и высококачественных комплектующих изделий, снижение уровня брака и числа поломок технологического оборудования, ускорение всех производственных процессов. Отметим, что, просто передвинув за ворота своего предприятия внутрипроизводственные запасы, снизить их уровень нельзя. Перекладывание своих проблем на плечи субподрядчиков не решает вопроса. Такое стремление ведет предприятие к неминуемой катастрофе. Главное – понять, что высокий уровень внутрипроизводственных запасов – не причина, а симптом низкой эффективности производства и качества работы. Следовательно, долгосрочная, рассчитанная на перспективу программа по снижению внутрипроизводственных запасов должна быть нацелена на устранение причин этого явления. А среди мероприятий на первом месте должны стоять уменьшение неустойчивости объема выпуска изделий, повышение надежности работы оборудования, снижение сроков его переналадки, ликвидация постоянных изменений в графике производства и режиме работы, отказ от услуг поставщиков, которые не могут доставить комплектующие в срок. [13, с.75] Рассмотрим управление товарными запасами на примере японской фирмы «Тойота». Один из основных элементов системы управления товарными запасами «just in time» («точно в срок»). Эта система предполагает изготовление необходимых деталей в нужный момент и в необходимом количестве. Реализация этой концепции позволяет ликвидировать ставшие ненужными запасы комплектующих узлов, агрегатов и готовых изделий. «Запас прочности» складов «Тойота» в среднем два – три часа, по ряду узлов чуть выше, максимум полдня. Для сравнения, у американских автомобильных концернов этот показатель составлял как минимум месяц и больше. Складирование впрок – это выброшенные деньги, время и нерациональное использование площади. Таков принцип «Тойота». Другое изобретение компании – «канбан», т.е. заказ, «заявка» в дословном переводе. На самом деле это целое понятие, которое подразумевает режим работы корпорации, каждого завода, цеха, участка, рабочего через обычный листок бумаги, разграфленной как бланк накладной. Регулируется обеспечение всем необходимым каждого рабочего смены. Получается, что в режиме конвейера работает каждый, кто связан с «Тойота». В случае возникновения накладок, на каждом рабочем месте находится кнопка остановка конвейера, поэтому каждый чувствует свою ответственность за общее дело. Метод «Точно в срок» также получил распространение в США и странах Западной Европы. Результаты подробного анализа, проведенного по внедрению концепции на западноевропейских предприятиях, являются многообещающими. Усредненные данные, полученные более чем на 100 обследованных объектах, таковы: - запасы незавершенного производства сократились более чем на 80%; - запасы готовой продукции сократились примерно на 33%; - объем непроизводственных запасов (материалов и кооперированных деталей) колебался от 4 часов до 2 дней по сравнению с 5 – 15 днями до внедрения метода; - продолжительность производственного цикла снизилась примерно на 40%; - производственные издержки снизились на 10-20%; - значительно повысилась гибкость производства. [25, с.7] Затраты, связанные с подготовкой и внедрением стратегии «Точно в срок», относительно невелики и окупались, как правило, уже через несколько месяцев функционирования систем. Использование стратегии «Точно в срок» дает и другие выгоды, в том числе неэкономического характера. Например, создание прозрачной структуры матриалопотоков в виде промежуточных звеньев способствует широкому внедрению технологии типа СИМ (компьютер интегрэйтед мэнуфэкчуринг). Использование принципов системы оказывает также положительное влияние на долгосрочную инвестиционную политику предприятия, которая в данном случае от....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: